Сочи готовит подарок российским яхтсменам К марту 2013 года, за год до Зимней Олимпиады, в реконструированном сочинском порту должно начаться строительство новой марины на 210 яхт, заправки для лодок, четырехзвездочного отеля на 250 номеров, торгового и офисного центров. Это первый предолимпийский этап грандиозного проекта «Сочи Гранд Марина».
Основной инвестор проекта — «Новороссийское морское пароходство». Стоимость — около 110 миллионов долларов. Срок окупаемости — от пяти до восьми лет. Под проект будут привлекаться средства банков. Сейчас вся документация проходит экспертизу, в начале следующего года будет выбран генподрядчик строительства. Майкл Хорриган, глава компании Mourjan Marinas IGY, автор люксовых проектов в Катаре и Бахрейне, консультант и один из проектировщиков «Сочи Гранд Марины», надеется, что расходы на проект удастся оптимизировать за счет уже существующих объектов инфраструктуры. Управляющей проектом «Сочи Гранд Марина» Константин Сахаров в этом сомневается:
«Та же марина — это волнолом, который необходим дополнительно — это 180 метров, это недешевое удовольствие. И понтоны. Ничего готового, что можно взять, куда-то пристроить, я не вижу».
В проекте участвует компания Bosco di Ciliegi. Взамен помощи в реконструкции Морвокзала она получит статус основного торгового оператора здания. Российская сторона ведет переговоры и с Mourjan Marinas. Конкретных решений можно ждать уже в октябре. Майкл Хорриган, гендиректор компании, ожидает, что через 5-10 лет произойдет стремительный рост яхтенного сектора в России, поэтому «Сочи Гранд Марина» будет рассчитана на разных клиентов:
«Это будет комбинация клиентов. Было бы неправильно думать о маринах только как о местах скопления богатых людей. Все наши марины для более широкого круга. Мы стремимся, чтобы они были предназначены для семейного отдыха на воде, а также для иностранных туристов, которые могут прийти сюда на своих яхтах».
Марина предназначена для состоятельных россиян, не согласен Константин Сахаров:
«На 85 процентов мы рассчитываем на наших клиентов, мы провели серьезный ряд исследований, они показывают, что спрос будет превышать предложение. Мы рассчитываем на российских бизнесменов, на высший и средний класс, кто может себе позволить 40-50 футов яхту, которая может стоять в хорошем месте, на открытой воде, с хорошим обслуживанием. Я не думаю, что там будет много мега-яхт».
За счет налогов яхта в России становится примерно на 40 процентов дороже по сравнению с ценой в Европе. Для судов под иностранными флагами наши внутренние воды закрыты. Эти обстоятельства и высокие цены на парковку на пафосном курорте могут помешать блестящим перспективам «Сочи Гранд Марины». Но если Россия откроет воды для спортивных и прогулочных судов, проект обретет большую привлекательность. Ведь, как отмечают эксперты, в последние 10 лет для крупных яхт растет тренд перебазироваться из Западного Средиземноморья в сторону восточного. По материалам: Светлана Чередникова, Яна Милюкова, ИД Компаньон