ЗАО «Геленджикский морской порт» решило возвести на своей территории яхт–марину с гостиницей за 9,3 млрд рублей. Эксперты считают этот рынок на Кубани неразвитым, но в то же время очень перспективным, и прогнозируют бум строительства марин.
Как сообщил представитель ЗАО «Геленджикский морской порт», соглашение о реализации этого проекта компания подписала с администрацией Геленджика на прошедшей выставке коммерческой недвижимости в Каннах.
На территории существующего морпорта (сейчас он работает как грузовой и как пассажирский) планируется строительство яхт–марины (стоянка для яхт) на 200 мест, четырехзвездочной гостиницы, комплекса апартаментов, конференц–зала, ресторанов и других объектов. Также будут сооружены две причальные линии (в форме овала), которые защитят яхты от морского ветра. Для зимнего хранения судов возведут специальные бунгало. Рядом с мариной будет продолжать работать грузовой порт (сейчас на его территории есть один причал, административные здания и склады).
Инвестиции в проект оцениваются в 9,3 млрд рублей. Срок его реализации — до 2017 г. Начало строительных работ запланировано на 2014 г. (до этого — получение необходимых разрешительных документов), сообщили «ДГ» в ЗАО «Геленджикский морской порт».
Согласно базе данных «СПАРК–Интерфакс», ЗАО создано в 2002?г. Доли в уставном капитале разделены между 10–ю совладельцами, в том числе ОАО «Новороссийский морской торговый порт» принадлежит 2% уставного капитала компании. По словам экспертов, в крае нет качественных марин.
«Этот рынок сейчас свободен, — говорит Максим Ясенецкий, руководитель представительства ОАО «Группа Компаний «АРС» в Краснодаре (ARS Group, центральный офис в Москве). — Но его потенциал сумасшедший. Яхтенная культура будет развиваться, спрос увеличиваться. Конечно, это рискованный бизнес, рассчитанный на богатых людей, которых немного. Но иметь выход к спокойному Черному морю и не строить марины просто нельзя».
Сегодня компания ведет переговоры с правительством Краснодарского края и изучает законодательную базу в этой сфере. В ARS Group не исключают, что руководство примет решение инвестировать в строительство яхт–марин на Кубани, т.к. у холдинга есть опыт в реализации подобных проектов за границей.
Планируется, что в декабре 2013 г. перестанет работать Имеретинский порт в Сочи, который построил холдинг «Базовый Элемент» для ввоза грузов, необходимых для олимпийской стройки. Как сообщают в компании, порт будет переоборудован в марину на 600–700 мест. Инвестиции в проект составят от $50 до $100 млн. Функции управления пристанью планируют передать ведущему европейскому оператору яхтенных марин, сообщили в «Базовом Элементе».
Также построить марины планируют некоторые девелоперы на территории элитных жилых комплексов, которые они возводят преимущественно в Сочи.
У кубанских чиновников планы еще амбициознее. Они разрабатывают концепцию развития парусного туризма на Кубани. Согласно ей на Черноморском побережье в ближайшие годы появятся 11 яхт–марин: в Анапе, Геленджике, Новороссийске, Туапсе, Сочи. Финансироваться программа будет государством, краевыми властями и частными инвесторами.
Убежище за границей
Как рассказали участники рынка, на сегодня ни в России, ни в Краснодарском крае нет ни одной крупной марины европейского уровня (работает несколько десятков мелких яхт–клубов и яхтенных стоянок в Сочи, Новороссийске, Анапе, Геленджике, в поселках Большой Утриш и Новомихайловский).
«На Черном море практически нет естественных бухт, где можно разместить стоянку для судов. Подходящие места заняты различными портовыми пунктами, — рассказывает владелец яхт–клуба. — Конечно, марину можно построить и на открытом побережье, но тогда нужно возводить гидротехнические сооружения, которые сдержат ветер. А это очень затратно. В некоторых странах государство их строит за свой счет. Неразвитость этого бизнеса в России как раз следствие отсутствия господдержки, дотаций и льгот. На мой взгляд, яхтенный бизнес при грамотном управлении гораздо рентабельнее, чем бизнес небольшого порта».
Евгений Войтов, генеральный директор ООО «РК «Черноморец» (порт–марина «Алексино», Новороссийск), рассказал, что в крае растет количество владельцев яхт, но из–за неразвитой инфраструктуры они предпочитают оставлять свои суда на хранение за границей. В основном в Турции и на Кипре.
«Мы берем яхты на зимнюю стоянку на суше, т.к. у нас есть специальный кран, который поднимает суда с воды на землю. Наши мощности загружены практически всегда на 100%. Сейчас мелкие катера может позволить себе купить и средний класс», — отметил он.
Точных данных по продажам яхт в Краснодарском крае нет, но реализаторы этого товара утверждают, что после кризиса их продажи растут примерно на 15–20% в год.
На чем может зарабатывать марина
В Англии, Греции, Испании, Италии, Турции, Финлядии высоко развита индустрия сервиса, ориентированного на плавание на яхтах. Здесь работают целые сети яхт-марин, то есть защищенных от непогоды яхтенных портов, где можно произвести технический осмотр и ремонт судна, заправиться топливом, пополнить запасы воды и продовольствия. На их территории, как правило, находятся отели, магазины, рестораны, таможня и пограничный пост.
Существует около 60 видов услуг, которые может предоставлять марина, и извлекать, прибыль от их реализации: это доходы от арендной платы за место стоянки, подъем/спуск яхт на воду, ремонт, сервис по обслуживанию парусного вооружения и т.д. К примеру, яхтенный порт «Атакей-марина» (Турция), рассчитанный на одновременную стоянку 700 яхт, приносит своим владельцам порядка $2–2,5 млн. прибыли ежегодно. В Европе считается целесообразным строительство марин при количестве яхтенных мест не менее 300–400. Стоимость стоянки в кубанских яхт-клубах — около 30–50 рублей в сутки за погонный метр.
Комментарий
Судовладельцы озолотят регион
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
«Рынок катеров и яхт стал развиваться в России с начала 90–х гг. прошлого века, когда стало возможно иметь в частной собственности не просто лодку с веслами, а вполне серьезное судно, зачастую океанского класса. Тогда же появились и первые богатые люди, которые стали их покупать. Так как российских аналогов просто–напросто не существовало, желающие приобретали иностранные катера и яхты, сначала б/у, потом новые, затем начали строить на заказ эксклюзивные экземпляры, которые поражали весь мир своей роскошью и техническими характеристиками. В стране уже существенное число яхт и прочих судов находится в собственности граждан, и та немногочисленная инфраструктура, что имелась, уже давно не отвечает требованиям. Предпосылки для строительства марин у нас в стране очевидны: существует спрос на эти услуги, и он почти не удовлетворен. Владельцы различных плавсредств — люди небедные, и они могут оставить в Краснодарском крае значительные средства, поэтому стоит найти инвесторов и начать строить марины в регионе. Естественно, для успеха проекта необходимо тщательно просчитывать его экономическую составляющую и помнить о том, что в случае некачественных услуг и/или слишком высоких цен судовладельцы опять уплывут в другие марины, и вернуть их будет непросто. Интерес к отдыху на воде у нашего населения с годами растет, тем более развивается рынок кредитования для приобретения судов».
По материалам: Анастасия Крамер, «Деловая газета. Юг»